БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

АКТУАЛЬНО

Брянск город трудовой славы

Брянск город трудовой славы

 

Наш город славится своими заводами, благодаря которым Россия всегда была оснащена техникой и вооружением, так же немало заслуг и перед Брянскими рабочими которые работали в самых тяжелых условиях.

На Брянской судоверфи, созданной в конце XVII в., строились суда, а в 1783 г. в Брянске был основан Арсенал, сыгравший большую роль в вооружении русской армии. В Отечественную войну 1812 года отстояли свой город от наполеоновских войск. Каждая четвертая пушка, изготовленная на «Брянском Арсенале», воевала на Бородинском поле. Проявил себя в войне 1812 года и 35-й полк, сражавшийся в рядах русской армии. В годы I мировой войны предприятия города поставляли фронту вооружение, обмундирование, продовольствие. Коллектив   Государственного   Брянского   завода      в   октябре   и   декабре    1918   г. отремонтировал для фронта почти 40 тыс. винтовок.

Особой страницей в истории Брянска выделяется Великая Отечественная война. С первых дней войны население оказывало посильную помощь фронту. 30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве рубежей обороны по линии Ржев-Вязьма-Киров-Брянск-Трубчевск. Наибольшую часть из 130-тысячной армии работавших на этом строительстве людей составляли жители Брянщины: студенты и учащиеся, пенсионеры и домохозяйки, а также рабочие, колхозники, служащие. Основная часть занятых на строительстве рубежа трудилась на самом опасном участке к северо-западу от Брянска. Люди, не жалуясь на неустроенность быта и скудное питание, работали практически весь световой день, а иногда и ночью, когда не возникало опасности налета немецкой авиации. В результате в начале августа первый рубеж обороны был закончен. Было вырыто свыше 320 км противотанковых рвов глубиной 2-2,5 м с насыпью высотой 5-5,5 м, свыше 200 артиллерийских и около 250 пулеметных дзотов, несколько десятков дотов. Этот рубеж обороны сыграл очень важную роль в срыве попыток немецких войск прорваться из-под Рославля к Брянску. 

Военная необходимость заставила предприятия пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции. На заводе «Красный Профинтерн» начали строительство бронепоездов, а также на Бежицком сталелитейном заводе отливали корпуса авиабомб. Ушедших на фронт заменяли женщины, подростки, вернувшиеся на рабочие места ветераны. На предприятиях развивались движения многостаночников. «Всё для фронта, всё для победы!», «Работай за себя и за товарища, ушедшего на фронт!» — под такими лозунгами начали работать в то время практически все трудовые коллективы. В особо трудных условиях работали железнодорожники Брянска, Унечи и других станций и депо. Многократно вырос грузопоток, а значит и нагрузки на паровозные и ремонтные бригады. Даже во время всё учащавшихся бомбежек железнодорожники не покидали своих постов.

 

Среди тех, кому наша армия обязана созданием фронту лучших образцов военной техники, были и уроженцы Бряшцины. 

Илья Иванович Иванов (1899-1967) родился в Брянске, в семье кузнеца «Арсенала». В 1930-е гг. стал одним из ведущих специалистов артиллерийского дела. когда он работал главным конструктором оборонных заводов «Большевик» в Ленинграде и «Баррикады» в Сталинграде. В это время под руководством И.И.Иванова были созданы самые мощные орудия: 280-миллиметровая мортира, 305-миллиметровая гаубица и самое дальнобойное орудие того времени - 210-миллиметровая пушка (дальность стрельбы - 30 км). Успехи конструктора были высоко оценены: в 1939 г. его наградили орденом Ленина, в 1940 г. присвоили степень доктора технических наук и звание Героя Социалистического Труда - одному из первых среди конструкторов и первому из уроженцев Брянщины. В годы войны И.И.Иванов руководил созданием тех видов артиллерийных орудий, которые были наиболее востребованными: пушек для танков, зенитных и корабельных орудий. В 1944 г. под руководством И.И.Иванова было создано мощное противотанковое орудие БС-3, способное пробить броню любого танка противника. Труд выдающегося конструктора был отмечен восемью орденами, двумя Сталинскими премиями I степени, присвоением звания генерал-лейтенанта технической службы. После войны он продолжал создавать новые образцы артиллерийского вооружения для кораблей и береговой обороны, а последние годы перед уходом на пенсию был начальником Центрального конструкторского бюро Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

Лучшим танком периода Великой Отечественной войны по праву считается Т-34. Одним из создателей этой замечательной машины был уроженец Бежицы Александр Александрович Морозов (1904-1979), сын слесаря Брянского завода. В 1911 г. семья Морозовых была вынуждена покинуть Бежицу, а жизнь будущего конструктора оказалась надолго связана с Харьковом. Здесь он в 1930-е гг. участвовал в проектировании нескольких моделей советских танков, но лучшей машиной, созданной А.А.Морозовым вместе с М.И.Кошкиным, Н.А.Кучеренко и другими видными конструкторами, стал Т-34. Когда в 1940 г. умер М.И.Кошкин, именно А.А.Морозов возглавил коллектив конструкторов, который продолжал совершенствовать танк, ставший подлинным шедевром танкостроения. В результате к 1944 г. более 80% всех выпускаемых советских танков составляли Т-34. В послевоенные годы А.А.Морозов продолжал работать над созданием более совершенных машин и под его руководством появились танки Т-44, Т-54, Т-55. Выдающемуся конструктору, доктору технических наук, генерал-майору технической службы А.А.Морозову было дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда, он стал трижды лауреатом Сталинской и лауреатом Ленинской премий. 

Следует добавить, что «сердцем» танка Т-34 был дизельный мотор В-2, превосходящий по пожароустойчивости и экономичности все типы моторов немецких танков, так как работал он не на бензине, а на более тяжелых углеводородах — солярке и мазуте. Создателем этого уникального для того времени мотора был еще один наш земляк, сын кузнеца из исчезнувшей ныне деревеньки Лавровка Карачевского уезда Тимофей Петрович Чупахин, в числе первых удостоенный в 1941 г. Сталинской премии. И это еще не все трудовые заслуги которыми богата и гордится Брянщина.


закрыть


Закрыть

Закрыть

Закрыть

Закрыть